Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
10 декабря 2018

Управление Росреестра по Республике Коми: полномочия нотариуса в части государственной регистрации прав

С государственной регистрацией прав на недвижимость сталкивался хотя бы раз в жизни почти каждый гражданин. Большое количество издаваемых нормативно-правовых актов регулируют отношения в сфере государственной регистрации прав, что подчеркивает определенную важность института государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в системе институтов гражданского права.

Начало 2016 года ознаменовалось значительными изменениями в нотариальном удостоверении заключаемых сделок. Законодательными изменениями увеличено количество сделок, которые необходимо удостоверять в нотариальном порядке.

Сегодня, в первую очередь, обязательному нотариальному удостоверению (за исключением случаев, предусмотренных законом) подлежит доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами, к которым относятся и права на недвижимость.

Также нотариальное удостоверение необходимо при отчуждении (например, при продаже, дарении) долей в праве общей собственности на недвижимость. Нотариус нужен даже тогда, когда все собственники участвуют в сделке. Это происходит, когда, например, продается квартира, которой владеют два и более человек.

Участие нотариуса обязательно и в тех случаях, когда распоряжение имуществом совершается при опеке, или когда объект находится в доверительном управлении.

Нотариальное удостоверение документов обязательно и в том случае, когда заявление на регистрацию сделки (на регистрацию права, ограничения или обременения права), а также вся сопутствующая документация направляются в регистрирующий орган почтовым отправлением.

Не обойтись без нотариуса, если отчуждается недвижимость, принадлежащая несовершеннолетнему или взрослому гражданину, но признанному ограниченно дееспособным.

Кроме этого обязательному нотариальному удостоверению подлежат также договоры уступки прав требования и перевода долга по нотариально удостоверенной сделке, а также соглашения об изменении и расторжении нотариально удостоверенного договора.

Соглашение о разделе общего имущества, нажитого супругами в период брака, также должно быть нотариально удостоверено.

С 04.08.2018 в соответствии с положениями ч.1 ст.42 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, также подлежат нотариальному удостоверению.

Кроме этого стороны сами могут определиться об обязательном нотариальном удостоверении сделки, даже если по закону ее нотариальное удостоверение не требовалось.

Новые изменения в законодательстве не коснулись порядка оформления недвижимого имущества, поэтому продавец, приняв решение провести отчуждение своего имущества, вправе самостоятельно выбрать, к кому ему обратится за помощью в совершении сделки: к обычному юристу составить договор купли-продажи и провести дальнейшею регистрацию сделки и (или) права в государственном реестре или же заказать эту услугу у нотариуса.

Важно понимать, что нотариальное удостоверение – механизм, позволяющий установить законность сделки и договора. Роль нотариуса заключается именно в том, чтобы проверить, были ли соблюдены по факту совершения сделки права всех ее участников, согласны ли они на ее заключение, понимают ли ее условия.

Одновременно данный специалист устанавливает личности сторон, их дееспособность и правоспособность, следит за получением продавцом денег. Важно, что нотариус несет полную имущественную ответственность за ущерб, возникший по его вине.

Нотариальная проверка позволяет сократить срок для государственной регистрации нотариально удостоверенных сделок. При таком способе обращения в регистрирующие органы процедура занимает 3 рабочих дня. Если документы были направлены по электронным каналам связи, то на сделку достаточно 1 рабочего дня.

Среди преимуществ регистрации сделки нотариусом – непосредственное общение ответственного за процедуру со всеми участниками. Государственный регистратор проводит правовую экспертизу предоставленной документации на предмет ее соответствия данным, указанным в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН). Специалист Росреестра среди прочего проверит информацию о собственниках недвижимости, наличие обременений, наличие оснований для приостановления госрегистрации сделки.

В соответствии со ст. 15 Закона о регистрации нотариус или его работник, уполномоченный в порядке, установленном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-1, вправе подать заявление в регистрирующий орган при государственной регистрации права на объект недвижимости, возникшего на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, а также получить выписки из ЕГРН, удостоверяющие государственную регистрацию возникновения или перехода прав на недвижимое имущество.

А с 1 февраля 2019 года нотариус уже будет обязан после удостоверения сделки с недвижимостью в тот же рабочий день как можно скорее направить в Росреестр электронное заявление о госрегистрации прав и прилагаемые к нему документы. По такому же правилу нотариус должен будет поступить после выдачи свидетельства о праве на наследство, а также о праве пережившего супруга. Эта услуга является бесплатной.

В том случае, если по независящим от нотариуса причинам он не сможет послать электронные документы в Росреестр, их бумажную версию необходимо не позднее 2 рабочих дней выслать в регистрирующий орган почтой. Однако если стороны договора не против того, чтобы подать заявление на госрегистрацию самостоятельно, от такой услуги со стороны нотариуса можно отказаться.

https://www.high-endrolex.com/43