Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
21 февраля 2019

Предварительные материалы

по оценке воздействия на окружающую среду

добычи охотничьих ресурсов, устанавливаемых на предстоящий сезон охоты 2019-2020 годов на территории Республики Коми

Основанием для установления норм изъятия объектов животного мира служат данные об их численности, полученные с применением единых методик государственного учета, исполненные Управлением охраны и использования животного мира и охотничьих ресурсов (далее - Охотуправление) Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство).

Для определения численности охотничьих зверей и птиц в Республике Коми ежегодно в общедоступных охотничьих угодьях и на территориях, переданных в пользование юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, проводится зимний маршрутный учет (ЗМУ). Для оценки воздействия на окружающую среду при освоении объемов (квот, лимитов) изъятия охотничьих ресурсов, будут использованы материалы зимнего маршрутного учета 2015-2019 г.г., а также проведен анализ динамики численности охотничьих ресурсов за последние 5 лет.

Для расчета прироста популяций копытных и пушных зверей использованы материалы справочника «Нормирование использования ресурсов охотничьих животных» ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства им. Проф. Б.М. Житкова РАСХН.

Предельные нормы добычи по соболю, бурому медведю, лосю и выдре взяты из приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 апреля 2010 г. № 138 «Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях». Согласно этому приказу лимиты и квоты добычи лося разделены на добычу взрослых и особей до одного года. Такой подход способствует сохранению репродуктивного ядра популяции лося - взрослых особей, а также сохранению части сеголетков, которые в последующие годы составят основную часть репродуктивного части популяции.

В предлагаемом к установленному объему (квотам, лимитам) изъятия охотничьих ресурсов в сезоне охоты 2019-2020 годов этот подход сохранен, и доля сеголетков составит до 20 % от общей численности.

Добыча охотничьих зверей определена жестко регламентированными сроками охоты, которые не превышают предельных, установленных Правилами охоты, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 ноября 2010 г. № 512.

Кроме того, для оценки воздействия на окружающую среду при освоении объемов (квот, лимитов) изъятия охотничьих ресурсов Охотуправлением анализировались ведомственные материалы фактического использования охотпользователями квот добычи лося, бурого медведя, выдры, соболя и рыси в прошлые охотничьи сезоны.

Конкретные объемы (квоты) добычи охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях, в охотничьих угодьях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, определяются (рассчитываются) руководствуясь нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 апреля 2010 г. № 138 и в соответствии с Порядком принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 июня 2010 года № 228.

Зимний маршрутный учет численности охотничьих ресурсов проводится в соответствии с Методическими указаниями по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета, утвержденного Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации приказом от 11 января 2012 года № 1, (далее - Методические указания) и в соответствии с приказом Министерства от 24.12.2018 г. № 2591.

Территория Республики Коми с учетом обитания охотничьих животных была поделена на 5 исследуемых территорий: северо-таежная зона и тундра (Интинский, Воркутинский, Усинский, Печорский, Ижемский, Усть-Цилемский районы), западная часть средней зоны (Удорский, Княжпогостский, Ухтинский районы), восточная часть средней зоны (Сосногорский, Вуктыльский, Троицко-Печорский районы), средняя часть средней зоны (Усть-Куломский, Корткеросский, Сыктывдинский, Усть-Вымский районы и город Сыктывкар), южная зона (Прилузский, Сысольский, Койгородский районы). В зависимости от площади исследуемой территории была рассчитана плановая протяженность маршрутов отдельно для каждого охотничьего угодья.

Общая площадь среды обитания (охотничьи угодья) составляет 37893,83 тыс. га.

Равномерность размещения маршрутов в Республике Коми, где 50 % муниципальных образований имеют площадь более 2 млн. га очень сильно зависит от доступности, наличия дорог, в основном лесохозяйственных зимников.

Пересчетные коэффициенты для птиц будут рассчитаны в компьютерной программе «Информационная система ведения государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты на территории Республики Коми», написанной в соответствии с алгоритмами Методических указаний.

Лимит добычи охотничьих ресурсов, рассчитывается от фактической численности, полученной только по представленным материалам зимнего маршрутного учета.

Оценка условий обитания охотничьих ресурсов является важным этапом для подготовки обоснования объемов (лимитов, квот) их добычи. Поэтому важно охарактеризовать природные условия обитания охотничьих животных в предыдущем году. Краткая характеристика погодных условий основана на результатах наблюдений Центра гидрометеорологии Республики Коми.

Уходящий 2018 год в нашем регионе оказался теплым. Среднегодовая температура осталась на уровне прошлого года. Распределялась от 2,5С на крайнем юго-западе до -4,0С на крайнем северо-востоке. На остальной территории отклонение от климатической нормы распределяется от 1С в Прилузском районе до 2С в Интинском.

Годовое количество осадков распределялось неравномерно. Здесь только в ноябре выпало 3 месячные нормы осадков, что также стало абсолютным рекордом за весь период наблюдений. На большей части региона количество осадков за календарный год составляет 494-680 мм, что около средних многолетних значений, 91-112 %, лишь по данным метеостанций Ухта и Сыктывкар - 121 %.

Сезоны в нашем регионе были необычными, особенно зимний и летний.
В январе и по вторую декаду февраля преобладала теплая погода, в отдельные периоды аномально теплая. В новогодние каникулы температурный фон был выше обычного от 1 С на юге до 18С - на крайнем северо-востоке. Максимальная температура воздуха, включая Заполярье с суровым климатом, повышалась до 0..+2С. Были установлены новые значения абсолютных максимумов суток. Но с перестройкой синоптических процессов в 20-х числах февраля произошло усиление морозов, и до конца марта в регионе наблюдалась холодная и аномально холодная погода. В северных районах с 15 по 22 марта ночные часы усиливались до -28...-35С, местами до -39...-43С. Зима была снежная. По 1,5 месячной нормы осадков в январе зафиксировано на крайнем юге и на крайнем северо-востоке, в феврале - в большинстве южных районов и в марте, несмотря на морозный характер погоды, на большей части территории осадков выпало в 1,5-2 раза больше средних многолетних значений.

Весна была холодная и затяжная. На большей части территории сезон начался с опозданием на 1-2 недели и под влиянием воздушных масс из Арктики - температурный фон устойчиво находился ниже нормы. Только на юго-западе с 11 мая установилась летняя температура, которая удерживалась почти 2 недели. Дневная температура повышалась до 16...21С, в отдельные дни до 24С. Но с 25 мая и здесь резко похолодало и до середины июня дневной прогрев, как и по всей территории, ограничивался в основном 8...14С. Последний раз так холодно в начале июня на юге было в 1982 году.

Лето было позднее, с жаркой погодой в третьей декаде июня и июле, и умеренно теплой - в августе. Лето началось 16-17 июня, на крайнем северо-востоке с 21 июня, что на юге 10 дней позднее обычных дат, в северных близко к ним. И сразу установилась жаркая погода, которая удерживалась в течение июля. Дней с высокой температурой воздуха было отмечено значительно больше нормы. В июле в Сыктывкаре 24 дня максимальная температура повышалась до 25С и выше при среднем числе дней 10. В Печоре при норме всего 2 дня высокая температура фиксировалась 21 раз. Местами по республике жаркая погода сопровождалась ливнями, грозами и усилением ветра до критерия опасного природного явления 25 м/с. Август начался с прохладной погоды, завершился - умеренно теплой. Лето завершилось в первые 10 дней сентября. Для северных районов, из-за теплого начала сентября, сезон оказался на 10-15 дней продолжительнее, для центральных в пределах нормы, для южных - короче в среднем на неделю. Распределение осадков было неравномерным. В июле из-за интенсивных дождей в Прилузском районе в течение 20 дней наблюдалось опасное природное явление «Переувлажнение почвы». В центральных районах жаркая погода с дефицитом осадков была причиной возникновения лесных пожаров.

С лета и до конца календарного года в нашем регионе удерживался повышенный температурный фон. Похолодания наблюдаются, но непродолжительные и не интенсивные. Но если на большей части территории погодные условия в ноябре и декабре относительно спокойные, то жителям Заполярья завершение года запомнится крайне неустойчивой погодой. Под влиянием активных циклонов наблюдались сильные снегопады, усиление ветра, метели. В ноябре осадков выпало рекордное количество, 118 мм или почти 3 месячные нормы, в декабре - 1,5 ноябрьской нормы. Как и в начале года, на крайнем севере наблюдается наибольшая положительная аномалия, 8-10С. В Воркуте 3 раза были перекрыты значения абсолютных максимумов.

Информация по численности охотничьих ресурсов по данным ЗМУ 2019 года (в сравнении с предыдущим годом), а также проект лимитов добычи охотничьих ресурсов для ознакомления будут отображены и представлены в прилагаемых таблицах на официальном сайте Министерства и сайте Администрации МО ГО, МО МР.

В 2018 году так же, как и в предыдущие годы проведен долгосрочный учет бурого медведя, который проводится в течение всего периода жизнедеятельности в период с мая по 30 ноября. В результате проведения натурных работ и последующего расчета, произведенных в соответствии с Методическими указаниями по определению численности бурого медведя, утвержденных Главохотой (М.,1990 г.) будет определена общая численность бурого медведя на территории Республики Коми.

Квоты на добычу бурого медведя будут рассчитаны только тем хозяйствам, которые провели учетные работы, в соответствии с их заявками.


Динамика численности охотничьих ресурсов, добыча которых

осуществляется в соответствии с лимитом их добычи

(за 2015-2019 г.г. только в охотничьих угодьях)

Вид

Общая численность (особей) по годам

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Бурый медведь

3662

4047

3866

-

-

Выдра

2800

2800

2800

2800

-

Лось

34735

35539

45421

33169

-

Рысь

256

285

307

486

-

Барсук

Дикий северный олень

350

350

400

-

-

Занесены в Красную книгу Республики Коми

8417

5944

6059

3285

-

Соболь

138

112

28

195

-

Показателей численности по выдре нет. При установлении лимита добычи этого охотничьего ресурса используются экстраполированные данные ФГУ «Центрохотконтроль». Этот показатель остается стабильным в течение последних лет.

Таблица

Динамика фактической добычи

лимитируемых охотничьих ресурсов, шт. особей

Виды охотничьих

животных

Сезон охоты

2014-2015

2015-2016

2016-2017

2017-2018

2018-2019

лимит

лимит

лимит

лимит

лимит

добыто

лимит

добыто

лимит

добыто

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Лось

986

547

1165

650

1179

717

1592

825

1194

-

Бурый медведь

211

8

106

5

141

39

205

70

184

-

Выдра

62

2

16

0

18

0

25

1

15

-

Рысь

18

0

5

0

7

0

9

0

7

-

Соболь

0

0

2

0

2

0

0

0

0

-

Барсук

Охота запрещена

Дикий северный олень

Приведенные данные таблицы свидетельствуют, что из года в год лимиты изъятия охотничьих ресурсов, на которые устанавливается лимит добычи, в том числе лося, в Республике Коми не осваиваются полностью. Разрешения на добычу пушных видов зверей не пользуются спросом, так как отсутствует цивилизованная заготовка шкур.

В соответствии с требованиями к материалам, представляемым на экологическую экспертизу, ниже приводятся данные по зарегистрированным случаям нелегального изъятия квотируемых охотничьих животных за последние 5 лет (таблица 2).

Таблица 2

Динамика нелегальной добычи охотничьих ресурсов

Выявлена

незаконная добыча

Г о д ы

2014

2015

2016

2017

2018

Лось

4

4

7

5

3

Бурый медведь

0

1

0

2

0

Рысь

0

0

0

0

1

Соболь

0

0

0

0

0

Выдра

0

0

0

0

0

Оценка воздействия устанавливаемых на территории Республики Коми лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов в сезоне охоты 2019-2020 гг. на окружающую среду:

*воздействие на атмосферный воздух - не прогнозируется;

*воздействие на водные ресурсы - не прогнозируется;

*воздействие на земельные ресурсы - не прогнозируется;

*образование отходов - не прогнозируется;

*отрицательное воздействие на растительный и животный мир - не прогнозируется.

Размер (квота) изъятия охотничьих ресурсов будет рассчитана на основании наличия реальных ресурсов и с учетом состояния популяций охотничьих животных конкретного хозяйства. Средний процент изъятия лося в целом на республику в предстоящем охотничьем сезоне предусматривается в размере 3 %, практически на уровне 2018 года.

Квоты добычи на бурого медведя будут устанавливаться в зависимости от планируемого объема добычи в конкретном районе, от 5 до 15%.

В соответствии с пунктом 16 Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений, утвержденного приказом Минприроды России от 29 июня 2010 г. № 228 предусмотрена возможность внесения изменений в документ об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в случае изменений, не касающихся планируемого объема добычи охотничьих ресурсов.

Определение лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов на охотничий сезон 2018-2019 г.г. (Указ Главы Республики Коми от 18 июля 2018 г. № 46 «Об утверждении лимитов добычи охотничьих ресурсов на территории Республики Коми на период с 1 августа 2018 года до 1 августа 2019 года (далее-Указ Главы)) осуществлялось с учетом отнесения охотничьих угодий в охотхозяйствах Ухтинского, Прилузского, Корткеросского, Воркутинского, Ижемского, Удорского, Сосногорского и Усть-Цилемского районов к категории общедоступные охотничьи угодья.

Прокуратурой Республики Коми на Указ Главы был принесен протест в связи с нарушением федерального законодательства в части обязательности прекращения права пользования животным миром только в судебном порядке, неправомерному переводу охотничьих угодий в категорию общедоступные и установлению квот добычи охотничьих ресурсов.

В связи с принесением протеста на Указ Главы и необходимости применения Приказа № 137 в части расчета площадей охотничьих угодий в пределах одного муниципального образования с учетом административно-территориального деления Республики Коми (административно-территориальные единицы - район, город, поселок, село) были уточнены квоты добычи охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий.

https://www.high-endrolex.com/43