Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
31 марта 2020

Двойной юбилей отмечают в «Боксите Тимана». 17 марта 2020 года горняки добыли юбилейную 50-миллионную тонну руды с начала промышленного освоения Средне-Тиманского рудника, а 31 марта исполняется 20 лет компании РУСАЛ, частью которой является бокситодобывающее предприятие. Столь значимый повод привел нас к управляющему директору «Боксита Тимана» Юрий Иванову, с которым мы решили поговорить о последних новостях и событиях из жизни горняков.

- Юрий Викторович, рассказывая о предприятии «Боксит Тимана» часто употребляют эпитет «уникальное». Чем заслужили такую оценку?

- Так уж сложилось. Трудно найти другой такой пример в России, когда практически за жизнь одного поколения было открыто, разведано месторождение и началось его активное освоение. Ведь в октябре 2020 года исполнится 50 лет, как из тиманских недр была поднята первая геологическая проба руды с содержанием бокситов. А сейчас на этом месте Средне-Тиманский рудник, где добыча ведется сразу на двух месторождениях Вежаю-Ворыквинском и Верхне-Щугорском. Последнее мы начали разрабатывать в 2018 году и уже добыли только на нем 1 миллион 949 тыс. тонн руды.

Открытие Верхне-Щугорского месторождения стало заметным событием не только для Республики Коми, но и для горнорудной промышленности России в целом. Разработка месторождения – это очень трудоемкий и, прямо скажем, затратный процесс. Благодаря инвестициям РУСАЛа в рамках Соглашения о социально-экономическом сотрудничестве между компанией и Правительством Республики Коми уже было инвестировано 6, 7 миллиарда рублей в развитие «Боксита Тимана», а значит и в экономику региона. Основная часть средств направлена на приобретение нового горнотранспортного оборудования. Благодаря такой весомой поддержке горняки предприятия смогли совершить практически невозможное – за год вскрыли месторождение и начали добычу.

- 50 миллионов тонн – это много? Как оцениваете итоги работы предприятия?

- Главным достижением считаю стабильность. Мы ежегодно осуществляем добычу в соответствии с производственным планом. Рыночная экономика диктует свои условия, мы не будем поднимать на-гора, как любят говорить журналисты, больше, чем требуется потребителю. Так в 2019 году мы добыли 3 миллиона 221 тысячу тонн руды, подчеркну это товарная продукция, то сырье, из которого делают крылатый металл – алюминий. Сегодня основным нашим потребителем является Уральский алюминиевый завод, с которым нас связывают давние партнерские отношения. Промышленная переработка бокситов Средне-Тиманского бокситового рудника на УАЗе (г. Каменск-Уральский Свердловской области) началась в октябре 1998 года. В настоящее время УАЗ использует в производстве глинозема по способу Байера только руду с нашего рудника.

- Всех, кто лишь раз побывал на СТБР, поражает, как посреди тайги построили такой комфортабельный вахтовый поселок, организовали работу такого современного предприятия?

- В «Боксите Тимана», как и во всех регионах присутствия компании РУСАЛ, уделяется большое внимание качеству жизни сотрудников. Ведь от того, насколько хорошо отдохнет горняк после нелегкой 12-часовой смены, будет зависеть и его производительность завтра. У нас вахтовый метод. Но все необходимое для жизни и отдыха у нас организовано.

Сам вахтовый поселок представляет собой единый жилой комплекс, соединенный теплыми галереями. Это позволяет, не выходя на улицу, посетить столовую, душ, спортивный зал, где можно поиграть в теннис, позаниматься на тренажерах или с гантелями. В прошлом году было построено еще одно общежитие на руднике. Коллектив предприятия вырос уже до тысячи человек. Новое общежитие появилось и на станции Чиньяворык Промышленный, где расположен наш железнодорожный цех.

2019 год вообще стал годом масштабного строительства на СТБР – очистные сооружения, склады, новая столовая. И несмотря на экономические сложности мы продолжаем строиться, в планах этого года – двухпутный разъезд, который позволит разгрузить нашу железную дорогу.

Продолжаем мы обновлять не только парк горнорудной техники, но и электрооборудование. Так пополнили арсенал наших осветительных мачт. Они позволяют освещать карьеры ночью. Одна такая мачта может охватить до 32000 квадратных метров. Оборудование для нас необходимое. Ведь добыча на СТБР ведется в круглосуточном режиме.

- А как удается оперативно решать вопросы в тайге, на таких больших расстояниях между карьерами?

- У нас работает и мобильная, и транкинговая связь. Модернизацию последней мы проводили в течение двух лет в рамках инвестиционной программы.

Для Средне-Тиманского бокситового рудника реализация данного проекта – событие значительное. Основное производство находится на расстоянии более 160 километров от ближайшего населенного пункта, и потому связь для нас – вещь самая насущная. И если между рудником и офисом можно созвониться по телефону, то по ходу движения по железной дороге оперативно сообщить информацию можно было не всегда и не на всем пути следования. Теперь рациями у нас обеспечены 368 абонентов. На станции Чиньворык Промышленный была внедрена вторая базовая станция, рации теперь есть и у работников СТБР, и железнодорожного цеха, и у тех, кто трудятся на разъезде Макарова. Это обеспечивает качественную связь на протяжении всего пути - от рудника до станции Чиньяворык.

- В дни юбилеев принято подводить итоги и строить планы на будущее. Какое оно для «Боксита Тимана»?

- В минувшем году были завершены двухлетние исследования ученых Института геологии Коми научного центра УрО РАН, которые оценили перспективы развития Средне-Тиманского бокситового рудника. Они установили, что наибольшими перспективами для будущего освоения обладает Светлинское месторождение бокситов. Уже сейчас горняки обеспечены работой по добыче боксита на срок порядка 25 лет, это четверть века.

https://www.high-endrolex.com/43